Сильная жара, засуха и другие климатические катаклизмы увеличивают риск вооруженных конфликтов на территориях с высоким этническим разнообразием. К такому выводу пришли немецкие ученые, изучив конфликты последних тридцати лет, их предпосылки и последствия.
Ученые из Потсдамского института климатических исследований считают, что стихийные бедствия – будь то сильная жара или засуха – заметно повышают риск вооруженных конфликтов в многонациональных странах, например, на Ближнем Востоке и в Африке. Результаты исследования опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Специалисты оценили, как климатические изменения и ущерб от стихийных бедствий в той или иной стране влияют на экономические показатели и развитие этнических конфликтов. Исследования затронули последние 30 лет. Ученые отмечают, что в странах, разделенных по этническому признаку, климатические факторы не менее важны, чем история конфликтов, бедность или неравенство.
«Климатические катаклизмы сами по себе не вызывая конфликт, но могут повысить риск его возникновения», – говорит Карл Шлойсснер из Потсдамского института климатических исследований.
Несмотря на специфическое сочетание различных факторов, предшествующих каждому конфликту, в многонациональных странах риск вооруженных столкновений увеличивается из-за стихийных бедствий. Почти четверть конфликтов между 1980 и 2010 годами в подобных странах совпало с климатическими бедствиями. В этнически однородных странах стихийные бедствия не оказывают подобного влияния. По мнению ученых, климатические изменения провоцируют социальную напряженность в «неспокойных» регионах.
«Мы считаем, что этнические барьеры служат в качестве заранее определенной линии конфликта, который разгорается при дополнительных факторах, таких как стихийные бедствия», – говорит Джонатан Донгс, коллега Шлойсснера.
Количество стихийных бедствий в будущем увеличится из-за глобального потепления, в связи с этим возрастет риск дестабилизации в потенциально опасных регионах. Территории, где происходят постоянные конфликты на этнической почве, в том числе Северная и Центральная Африка и Центральная Азия, исключительно уязвимы для климатических изменений.