Говорят, будто ударник Pink Floyd Ник Мейсон как-то сказал, что пока роботы не смогут выбросить телевизор из окна гостиницы или наблевать в гримерке, они ни за что не заменят реальных барабанщиков. С этим трудно поспорить, хотя роботов, барабанящих не хуже людей, сегодня можно создать даже «в гараже». Так сделали студенты индийского Технологического университета имени Абдула Калама: их ударник, использующий обыкновенный контроллер Arduino, в прошлом году стал победителем конкурса самых талантливых роботов на фестивале Techriti.
Состязаться с роботами — занятие, видимо, безнадежное: технологии развиваются куда быстрее биологии, и идеальным решением может стать симбиоз. Такой, каким его демонстрируют инженеры из команды профессора Технологического института Джорджии Гила Вайнберга (Gil Weinberg). Используя свои наработки в создании простетических конечностей для больных, они сделали для барабанщика третью, роботизированную руку, которая не заменяет реального музыканта, а помогает ему. Наверняка когда-нибудь это позволит выдавать со сцены ритмы и соло, которые физически недоступны барабанщикам, вооруженной всего лишь парой рук.
Музыку для такой группы тоже уже вполне по силам написать роботам — то есть, искусственному интеллекту. Мы уже не раз слышали стихи и мелодии, «напетые» ИИ, и хотя пока они не стали слишком популярными, технологии продолжают развиваться все стремительнее. И снова в симбиозе человека и компьютера может найтись устраивающее всех решение. Пример тому недавно продемонстрировали разработчики из Sony CSL Research Laboratory. Используя ИИ, «обученный» на песнях The Beatles. Работа проделана при поддержке французского композитора Бенуа Карре (Benoît Carré), который сделал аранжировку и написал стихи. Получилось нечто, вполне достойное ранних «битлов», и в нынешнем году Sony обещают выпустить уже целый альбом, созданный дуэтом. Итак — первый трек, «Папина машина»:
Но меняются не только исполнители и композиторы, меняются и музыкальные инструменты. Скажем, «космическое пианино» было разработано физиком из Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) Артуро Теллезом (Arturo Tellez) и собрано из деталей, оставшихся после сборки детектора ALICE на Большом адронном коллайдере. «Пианино» содержит детектор космических частиц, и пролет каждой вызывает звучание ноты и цветовое свечение, в зависимости от характеристики частицы. Это естественный генератор случайных чисел, а вернее — нот, опираясь на которые опытный джазмен Эл Блаттер (Al Blatter) исполняет чарующие импровизации.
Кажется, вот она, — музыка будущего — очень широкими мазками. Полу-роботизированные музыканты, полу-компьютеризированные поэты и композиторы, странно звучащие инструменты… Когда-нибудь, оглянувшись, мы увидим ее на голографических экранах своих внуков и будем вынуждены признать: «В нашей молодости все было проще».