Он не ученый, не поэт, он философ и экспериментатор — художник,
который ставит мысленные опыты, продолжая тысячелетние традиции ученых и поэтов.
Роман Фишман
2 ноября 2017 12:00
Обсудить
0
Нравится
1
Даже крупными чертами лица и круглыми очками 45-летний мистер Китс напоминает героев Франсуа Рабле, оригиналов родом из той эпохи, когда силы человека и его разума казались безграничными. Эпохи сказочных естествоиспытателей, способных руками сдвинуть горы, чтобы поинтересоваться какой-нибудь мелочью под ними, отправиться в путешествие на край света, свободно философствуя обо всем, что попадется на пути, и вступая в ученые дискуссии с каждым встречным. Как соратники эпических Гаргантюа и Пантагрюэля, Джонатон Китс разносторонне образован, не боится широких жестов, ловко перескакивает с темы на тему и с одинаковой легкостью рассуждает о себе, мелких насекомых и других вселенных, обыгрывая самые современные концепции науки и культуры. Как сам Пантагрюэль, он переходит от подвига к подвигу то в одной области, то в другой. Политика, физика, космос — если перечислять их все, понадобится новый Рабле и новый роман.
Слегка модифицированная фотокамера установлена на выдержку в 1000 лет.
Метрология и технологии
По заказу «группы заинтересованных инвесторов» Китс провел реформу метрической системы СИ, поставив единицу времени в зависимость от скорости сердцебиения человека, — и переопределил прочие единицы в связи с новой «секундой». Бионические технологии Китс вернул природе: по замечанию художника, мы заимствовали у животных и растений массу идей — от таких классических примеров, как застежка-липучка или парашют, до современных метаматериалов. Настала пора отдариться. В 2011 году Китс показал ряд подходящих инженерных решений, включая солнечные батареи для ускорения фотосинтеза у кораллов, «сексуальные игрушки» — опылители для растений, защитный камуфляж для черепах и GPS-навигацию для мигрирующих птиц.
«Я заметил, что почти все такие инновации приносили пользу нам, но не тем видам, которые додумались до них первыми, — говорит Джонатон Китс. — Иначе говоря, наше воплощение природных технологий сделало хуже жизнь самих изобретателей. Для меня этого достаточно, чтобы развернуть уравнение в обратную сторону и, взяв технологии, найденные уже человеком, сделать их полезными для других видов».
Взаимная биомимикрия, 2017
Камуфляж защищает черепах, а домашние растения получают собственные «эротические игрушки».
Физика и астрономия
Разочарованный «окончательной коммерциализацией» NASA, Китс основал собственное космическое агентство LASA (Local Air and Space Administration) и тут же объявил о подготовке пилотируемых экспедиций сразу к Луне и Марсу — правда, не на реальные небесные тела, а на лунные и марсианские образцы и метеориты, найденные на Земле. На нескольких художественных форумах Китс организовал продажи набора-конструктора для создания новых Вселенных: комплекты содержали слабый источник радиации и сцинтиллятор. Вспышки, возникавшие в нем под излучением, носят фундаментально случайный характер, и, согласно многомировой интерпретации квантовой механики, каждая из них рождает новую из бесконечной череды ветвящихся Вселенных.
«Когда-то я учился философии, чтобы задавать вопросы о важных вещах, но академическая философия оказалась чересчур сконцентрированной на узких темах и малоинтересных технических деталях, — рассказал мистер Китс «Популярной механике». — Так что я ее забросил и нашел себя в том, чем и должен заниматься философ. Я во-оружился таким важным инструментом, как мысленный эксперимент, который обычно связан с поиском противоположной точки зрения, с абсурдом, который позволяет увидеть реальный мир как бы извне».
Генетика и биология
Китс снял и показывал цветам процесс опыления насекомыми бутонов рододендрона — первый порнографический фильм для домашних растений, не имеющих «здорового контакта» с обычными опылителями. Растения удостоились и собственного фотосинтетического ресторана, в котором могли наслаждаться чистейшим, отфильтрованным светом любимой длины волны. Художник ставил первый балет с насекомыми, рассадив цветы вокруг улья в определенном порядке, так что пчелы, вернувшиеся к летку, исполняли заранее срежиссированный Китсом танец. В 2012 году он открыл «Микробную академию наук», предоставив цианобактериям доступ к снимкам телескопа Hubble и другим достижениям науки XXI века. С цианобактериями у Китса вообще особые отношения: еще в 2004-м он предпринял попытку установить положение божества на древе жизни и «выяснил», что ближе других к нему находятся именно сине-зеленые водоросли.
Фотосинтетический ресторан, 2011
Растения наслаждаются изысканными, чистыми вкусами света любимой длины волны.
«Думаю, преимущество абсурда состоит во внутренней дестабилизирующей энергии, которая позволяет вскрыть, препарировать наши привычные представления, — говорит Джонатон Китс. — Абсурд пробивается сквозь обыденную защиту людей, открывая их к встрече с тем, что разворачивается за границей обычных рутинных дел и скромных возможностей».
Экономика и право
Городской статут, предложенный Китсом, был отклонен властями калифорнийского Беркли как чересчур уж странный: художник-философ потребовал законодательно зафиксировать логический закон тождества, говорящий, что «любое высказывание должно сохранять один и тот же смысл на протяжении всего рассуждения». Китс первым применил теорию суперструн к сфере недвижимости, открыв продажи домов с большими площадями в дополнительных измерениях. Мировому финансовому кризису Китс противопоставил открытие «антибанка», выпускавшего собственную валюту, поддержанную антиматерией, — от 10 тыс. позитронов и выше. Основанная им компания Electrochemical Currency Exchange получала энергию из электрохимических реакций, протекавших на алюминиевых китайских монетах и латунных гонконгских пенни.
Взаимная биомимикрия, 2017
Солнечная батарея помогает кораллам извлекать больше энергии из солнечного света.
Что за форма искусства эти мысленные эксперименты? Стоит ли считать их сложными произведениями, или это простейший вид творчества, сама идея, примитивная основа будущего произведения? «В таком контексте я бы выбрал примитив, — отвечает мистер Китс. — Прежде чем искусство обрело какой-то современный облик, занятия вроде наскальной живописи решали скорее исследовательские задачи, поиск понимания мира через взаимодействие разума и физических предметов. Такие «примитивные» действия отчетливо резонируют во мне».
Мышление и искусство
Уже первый публичный проект Китса, который демонстрировался в 2000 году, состоял в долгом и неподвижном наблюдении за моделью: мысли, возникавшие при этом в голове художника, были объявлены произведением искусства. Развивая идею, в 2003 году Китс и вовсе запатентовал свой головной мозг как уникальный творческий продукт, результат многих лет размышлений и накопления опыта. Искусством Китс объявил и сам процесс собственного мышления. Задавшись целью сравнить пожизненное воздействие этого процесса на физическое тело, он сохраняет контрольный, неспособный ни к какому мышлению объект, кусок чистого графита той же массы, что и тело художника.
Обед по телевизору, 2017
Экран излучает «особо вкусные» для растений волны.
В конце концов мы не выдержали и спросили прямо: «Вы, наверное, шутите, мистер Китс?» — и ответ получили совершенно такой, какого и можно было ждать. «Шутка — высшая форма серьезности, это каждый ребенок знает. Мне удается быть серьезным только в той степени, в которой я сохраняю эту несерьезность. И мое развитие как философа и как взрослого человека, возможно, как раз в том и состоит, чтобы всегда оставаться ребенком».
Статья «Жизнь и подвиги Джонатона Китса» опубликована в журнале «Популярная механика»
(№10, Октябрь 2017).
Источник: popmech.ru