Можно подумать, что профессионалу легко переключаться с одного музыкального направления на другой, но даже для опытных исполнителей все может быть не так просто. Как
выяснили ученые из Института когнитивных наук и наук о мозге им. Макса Планка (Германия), мозг джазовых и классических исполнителей работает по-разному, даже когда они играют одну и ту же мелодию.
Metronome / Contributor / Getty Images
Легендарный джазовый пианист и композитор, один из родоначальников стиля бибоп Телониус Монк (слева)
«Причина может быть связана с различиями в требованиях, которые два стиля предъявляют к музыкантам: искусно интерпретировать классическую пьесу или импровизировать в джазе. Таким образом, в мозге исполнителей могут возникать различные процессы», — говорит соавтор исследования Дэниела Саммлер (Daniela Sammler).
Во время игры пианисты заранее продумывают движения своих пальцев. Но исполнители классической музыки обращают большее внимание на технику исполнения и средства музыкальной выразительности. В свою очередь, джазовые пианисты всегда готовы импровизировать, создавая неожиданные гармонии. Оценив активность мозга обеих групп музыкантов с помощью электроэнцефалографии, ученые обнаружили разницу в работе мозга исполнителей различных музыкальных направлений.
В исследовании приняли участие 30 профессиональных пианистов, одна половина которых не менее двух лет специализировалась на джазе, а другая — на классике. Музыканты должны были повторять последовательность аккордов за исполнителем на видео. Также добровольцев просили сыграть неожиданный с точки зрения гармонии аккорд в стандартной последовательности. Оказалось, что джазовые исполнители быстрее планировали свои действия, чем исполнители классики. Зато когда дело дошло до замысловатых аппликатур (расположение и чередование пальцев во время игры), на высоте оказались классические пианисты.
Источник: vokrugsveta.ru