Гроб Господень в Иерусалиме — самая почитаемая святыня христианского мира. Христиане верят, что на каменной плите, хранящейся здесь, три дня покоилось тело распятого Иисуса Христа. Плита (Ложе) размером 2 х 0,8 метра находилось в высеченной в скале пещере- именно так иудеи хоронили умерших в первом веке нашей эры. Почитать места, связанные с распятием и погребением Христа начали первые христиане. Читать далее
В 326 году императрица (августа) Елена, почитаемая сейчас многими христианскими церквями как святая, предприняла паломничество на Голгофу. В результате проведенных под ее руководством раскопок были обнаружены пещера с погребением. В числе других находок крест, на котором, как считала августа (и вслед за ней христиане всего мира до наших дней) был распят Иисус Христос, четыре гвоздя и табличка (титло) с надписью IESUS NAZARENUS REX IUDAEORUM, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Согласно Новому Завету, титло к кресту собственноручно приколотил Понтий Пилат. Елена заложила вокруг ложа храм (Кувуклию), куда начали стекаться христианские паломники со всего мира. Храм выглядел как купольная мраморная часовня.
Право отправлять христианские и иудейские богослужения в храме, заложенном Еленой, стало мощным политическим инструментом средневековья. Территория Голгофы много раз переходила из рук в руки, от византийских императоров арабским правителям и обратно. В 1009 году часовню разрушил халиф Аль-Хаким би-Амр Алла; европейские христиане использовали это событие как один из главных инструментов пропаганды во время организации Первого крестового похода. Крестоносцы выстроили вокруг ложа новый храм, сохранив опоры часовни.
После этого христиане могли беспрепятственно проводить обряды и службы возле Гроба Господня даже в периоды, когда Иерусалим переходил в руки арабских завоевателей. Во время землетрясения 1545 года святилище сильно пострадало, и тогда погребальное Ложе закрыли мраморной плитой. Которую с тех пор ни разу не поднимали. Серьезно восстановлением храма занялись только в XIX веке (тогда восстановили Кувуклию святой Елены), однако новое землетрясение в 1927 году снова разрушило строения вокруг Ложа. После Второй мировой войны началась масштабная реставрация всего храмового комплекса, сложившегося за века строительства и разрушения, но и тогда плита, скрывающая ложе, осталась на месте.
И только в 2016 году археологи пришли к соглашению с шестью церквями: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, чтобы снять плиту с гробницы и изучить погребальное ложе. Главный вопрос, на который предстоит ответить специалистам, звучит так: почему Елена решила, что именно здесь покоилось тело распятого Христа?
Под плитой обнаружилось «большое количество каменного материала». Что это такое, ученым еще предстоит выяснить.