Решил написать небольшую рецензию на этот нашумевший, в свое время, фильм. Для тех, кто в танке: фильм «14+» Андрея Зайцева перед выходом вызвал бурю эмоций, — в основном, негативных: моралфаги увидели там очередное попрание «традиционных ценностей» и сдвиг Окна Овертона, любители оскорбляться увидели там оскорбление (от фильма, который никто смотреть не заставляет), я же, будучи активистом Мужского Движения, борющегося за права мужчин, увидел там, пусть и невольную, но пропаганду борьбы за права отцов. Об этом – ниже.
Что представляет собой фильм «14+»? Это обычная сопливая лав-стори про школьника Лешу, который влюбляется в девчушку Вику из параллельной школы, вступает в ранговую борьбу с местным альфачом и, в итоге, получает таки эту самую девчушку. Избитый сценарий. Уникальная деталь там – только одна: главным героям по 14 лет. Неотрадиционалисты увидели в этом пропаганду педофилии, хотя педофилии там никакой нет, — хотя бы потому, что 14 лет там обоим участникам любовного тандема, да и в пресловутом традиционном обществе в 14 лет людей уже женили/ замуж выдавали. Впрочем, собственно, основная сюжетная линия ничем, кроме возраста персонажей, не примечательна, — внимание обратить следует на параллельную сюжетную линию. Ее и разберем.
Главный герой, — тот самый Леша, вьюнош влюбленный с взором горящим, живет с матерью, без отца. С разведенкой с прицепом. Причем, зарабатывает его мать не очень много, в отличие от отца, который, хоть в развитии сюжета никак и не участвует (отца в фильме не показывают вообще, — только один раз показывают, как парень разговаривает с ним по телефону), но, судя по фильму, о сыне не забывает: несмотря на скромные финансовые возможности матери, у парня есть современный компьютер, и даже собственный мотороллер. Главный герой, кстати, несмотря на вопли моралфагов по поводу того, что школьников в фильме показали быдлом, дураками и лоботрясами (хотя, по-моему, обычные школьники, со всеми недостатками, — не лубочные исключительно положительные болванчики), вполне себе развит: например, судя по всему, он интересуется наукой и техникой и более-менее (для школьника) разбирается в компьютерах. Кстати, еще один момент: Леша хранит старый отцовский магнитофон, то есть, отца он любит и уважает, и не считает его каким-то монстром.
Очень показательна сцена, когда мать Леши истерит, после того, как тот пробрался на дискотеку в параллельную школу, чтобы познакомиться с Викой, и там получил синяк от местного альфа-павиана: мать ведет по телефону истеричный диалог с отцом парня, визжа, как резаная: «Ребенку лицо в кровь разбили! Ребенка изувечили!». Сам «ребенок», в это время, сидит в углу и плачет. Позже, когда мать дает ему трубку, чтобы тот поговорил с отцом, нам показывают лицо парня: у него просто небольшой синяк под глазом, и все. При разговоре с отцом, плач сразу прекращается, голос у парня почти сразу перестает дрожать, — видно, что слышать отца он рад и доверяет ему гораздо больше, чем матери.
Есть в фильме и еще одна шикарная сцена: Леша приходит домой поздно и застает свою мать пьющей с подругой. Обе женщины, к моменту его прихода, уже, что называется, «в драбадан» и громко орут песни. Леша уходит спать в свою комнату. Тут, вдруг, мамаше приходит в голову, что от ковра, который висит на стене над Лешиной кроватью, идет негатив, — он ей о муже бывшем и отце ее сына напоминает. В итоге, две пьяные бабы входят в комнату со спящим парнем, включают свет и, ступая прямо по кровати, на которой спит главный герой, чудом на него не наступив, стаскивают этот ковер со стены. Потом они, все-таки, будят Лешу и заставляют его отнести ковер на помойку. На улице, в это время, идет дождь, и бабы идут вдвоем под зонтиком, в то время, как главный герой идет под дождем, даже без шапки, таща в руках ковер. Отношение большинства матерей-одиночек к своим детям показано очень хорошо, — «без купюр», как говорится.
Я не знаю, какую цель ставил перед собой режиссер, снимая этот фильм, — это у него спросить надо, но, в итоге, получилась картина, прекрасно раскрывающая тему сына, растущего без отца. Причем, тут мы видим еще так, легкую версию, — обычно матери-одиночки, пусть и не специально (да и то, вопрос спорный), откровенно калечат своих сыновей. Обычно в фильмах мать-одиночку показывают этакой сильной и волевой женщиной, тащащей на своем горбу ребенка в светлое будущее, тут же показана правда, — то, что представляет из себя большинство матерей-одиночек: это истеричные озлобленные бабы, водящие домой мужиков (эта тема в фильме тоже раскрыта) и «квасящие» на ночь глядя с подругами, забота о своих детях у которых – только «для галочки». В этом плане, фильм действительно можно назвать революционным. Побольше бы таких сюжетов.
Ну и, стоит отметить саундтрек: тут и винрарные «Яйцы Фаберже», и хорошая песня группы «Корабль» «Нет бабы – нет слез».