Главная / Мир и ты / Ученые объяснили фотографическую точность автопортретов Рембрандта

Ученые объяснили фотографическую точность автопортретов Рембрандта

Многие художники и искусствоведы не перестают задаваться вопросом об удивительно точности автопортретов Рембрандта, сравнимой с фотографической. Новое исследование, результаты которого опубликованы в Journal of Optics объясняет, что художник мог использовать специальные оптические приспособления для создания максимальной реалистичности своих автопортретов.


Рембрандт, автопортрет, 1654

Согласно теории Фрэнсиса О’Нила и Софии Палаццо Корнер, в XVII веке Рембрандт мог использовать оптические системы из вогнутых и плоских зеркал. Благодаря этому, художник мог спроецировать свое изображение на холст и буквально срисовать свое изображение. 


Рембрандт, автопортрет, около 1636–1638 или 1639–1641

Подобная теория уже выдвигалась в 2001 году художником Дэвидом Хокни и специалистом по оптике Чарлзом Фалько. Они опубликовали книгу «Тайные знания: забытые методы старых мастеров», в которой утверждали, что художники тайно использовали зеркала и линзы начиная с эпохи Возрождения. Их теория породила множество споров и критики в свой адрес. Как говорили скептики: реализм автопортретов указывает на художественное мастерство, которому не требуются подобные оптические трюки. Другим аргументом было мнение о том, что художники не имели подобного оборудования.

Новое исследование продемонстрировало пять приспособлений, доступных художникам XVI–XVII веков. В одном используется вогнутое зеркало, три сочетают в себе плоские и вогнутые зеркала, еще одно состоит из двух плоских зеркал и линз. По мнению исследователей, использование подобных технологий заставляет посмотреть на художников как на ученых.


Рембрандт, автопортрет, 1659

По мнению Фрэнсиса О’Нила, который десять лет изучал работы Рембрандта, в самих автопортретах есть детали, указывающие на использование подобных проекторов. Например, более высокое разрешение в центре и размытость по краям.

Также на использование оптических технологий указывает характерное освещение, присущее изображениям: контраст света и тени, хорошо освещенное лицо и затемненная комната — необходимые условия для простейшего проектора.

Кроме того, исследователи указывают на неестественные наклоны или непропорционально большую голову в некоторых автопортретах Рембрандта. Это могло произойти из-за использования линз и оптического искажения.

Исследователи скептически относятся к идее использования обычного зеркала во время работы над автопортретом. Поскольку в этом случае художнику пришлось бы постоянно смотреть то в зеркало, то на холст. Это потребовало бы значительных усилий и дисциплины, и было бы особенно тяжело, например, при работе над картиной «Смеющийся Рембрандт». При использовании оптических приспособлений, художник мог бы рисовать себя не меняя позы и не переводя взгляда.


«Смеющийся Рембрандт», около 1628

В ходе эксперимента О’Нил смог получить проекцию своего лица на медную пластину, используя плоское и вогнутое зеркала. Медь довольно часто использовал Рембрандт. Ученые считают, что это еще одно подтверждение использования оптических приемов, поскольку на листе меди проекцию легко увидеть.

Критики уже откликнулись на новую теорию, заявив, что проекции, полученные с помощью двух зеркал, будет перевернутыми, а значит, и мазки на картине будут идти снизу вверх, чего не заметно на картинах Рембрандта. Отсутствие таких мазков О’Нил объясняет тем, что благодаря проекции художник делал только набросок, а не всю картину.

Кроме того, отмечают критики, ни в одном из воспоминаний современников о Рембрандте не содержится упоминаний о каком-либо предмете, напоминающем подобный проектор. Последнее, впрочем, может быть объяснено тем, что использование оптики было весьма привычным делом в художественной мастерской.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*