Главная / Мужской взгляд / Семья. Часть 1. Общие положения.

Семья. Часть 1. Общие положения.

Предисловие.

Этот цикл статей затевается не целью навязывать исключительно семейный образ жизни. (Семья – дело сугубо добровольное!) И уж тем более автор далёк от мысли призывать к немедленной и бездумной женитьбе. Мы слишком хорошо знаем, чем это чревато в наш матриархальный век.

Задача в том, чтобы ОСМЫСЛИТЬ столь ёмкое, основополагающее и многогранное явление, как Семья. Показать роль института Семьи в обществе. Очертить круг её функций и целей, ответив тем самым на вопрос «ЗАЧЕМ нужна семья в наше время и нужна ли вообще?»

Чтобы тексты получились простыми и краткими, обстоятельность будет принесена в жертву ясности.

Всесторонний взгляд.

Начиная писать эту статью, я набрал в Яндексе: «Семья определение…» и поисковик тут же услужливо выдал варианты продолжения запроса: «…в социологии», «…в педагогике», «…в обществознании», «…в семейном кодексе», «…в психологии»… Это же сколько разных областей человеческого знания и каждая определяет семью по-своему!

1. Действительно! Можно понимать семью, как сумму производительных сил, состоящих в неких производственных отношениях. Как взаимовыгодный союз, где каждый член работает на общее выживание. Особенно показательна в этом плане патриархальная крестьянская семья, ведущая натуральное хозяйство. Именно такую разновидность семьи особенно любят рассматривать сторонники теорий a la Маркс.

Возможен ли подобный подход к изучению Семьи? Да.

Полон ли он? Всеобъемлющ? Ни в коем случае. Хозяйственные и производственные отношения – это лишь одна грань семейного бытия.

2. Сторонники теорий a la Фрейд весь мир рассматривают сквозь цветное стёклышко сексуальных отношений. И вот уже перед нами взгляд на семью, как на результат игры гормонов. Чистая биохимия! Тут на подхвате уже и этология с наблюдениями за повадками высших млекопитающих и соображениями, почему у одних гаремы, у других пожизненные парные союзы, а у третьих промискуитет.

Можно ли исследовать феномен Семьи в подобном ключе? Разумеется!

Полон ли такой подход? Всеобъемлющ? Опять нет!

3. Семья – это маленькое государство. У него должна быть своя территория, хотя бы крохотная. В ней существует некая система власти и субординация. А это, пусть и микроскопическая, но уже политика! Наблюдая за отношениями разных семей в какой-нибудь деревне или садоводстве, поражаешься как это похоже на взаимодействия разных стран: свои маленькие союзы, маленькие интриги, маленькая торговля и даже микро-войны! Ну а имея в виду, что родственные и клановые отношения играют свою роль и в глобальных «играх престолов», можно ли рассматривать семью, как феномен политический? Можно!

Но будет ли этот взгляд полным и исчерпывающим? Не будет.

4. В семье довольно часто случаются дети, а значит надо их воспитывать. Таким образом, семья – это ещё и маленькая школа, а родители и старшие дети образуют педагогический коллектив.

Можно ли рассматривать семью, как феномен педагогический? Конечно! Но не только.

5. Семья – это ещё взаимоотношения людей, это множество всевозможных чувств, страстей, мотивов, симпатий и антипатий. Семейные отношения настолько значительный раздел психологии, что возникает соблазн и весь институт Семьи рассматривать как явление чисто психологическое.

Но исчерпывается ли мир семьи одной лишь психологией? Отнюдь нет!

6-7. Все члены семьи связаны между собой множеством договоров, гласных и негласных, писаных и не писаных. Кто чем владеет, кто что обязан делать, кто кому чего должен и т.д. Часть прав и обязанностей семейных людей прописаны в Семейном Кодексе. Часть даны в виде обычаев и традиций. И вот перед нами раскрываются сразу два измерения института Семьи: юридический и культурно-исторический. Но и это ещё не всё!

8. Открываем писания святых отцов, а там вообще о другом! Оказывается, семья – это явление космического масштаба: прообраз Царствия небесного. Домашняя Церковь, где отец – первосвященник и прообраз Бога (alter Christus), а жена – его помощница (дьякон) и, одновременно с детьми – паства. А все вместе – ковчег, плывущий по смертельно опасным волнам грешного мира, навстречу спасению. В вечность.

Получается, что говорить о семье с точки зрения одной экономики, или только этологии, или религии – всё равно что изучать слона по частям, как слепые из притчи, и исходя из характера частей делать глобальные и заведомо ошибочные выводы.

Для того, чтобы даже просто осознать, что такое Семья и в чём её ценность нужен синоптический (всесторонний) взгляд, включающий в себя максимально большое число измерений семейной Вселенной. В идеале – все.

Нерукотворность

Семья – не есть человеческое изобретение. Не является она также порождением какой-то отдельной культуры или религии. Семья — явление вневременное и ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. Если в результате мирового катаклизма (например, не дай Бог, ядерной войны) цивилизация рухнет, патриархальный семейный уклад среди выживших установится сам собой.

Его последовательное и целенаправленное разрушение началось лишь относительно недавно вместе с возникновением капитализма и построением индустриального, а затем постиндустриального общества. Почему так произошло – отдельная и крайне обширная тема, которую мы пока отложим.

Отметим лишь, что, как и прежде патриархальная семейная модель является ФАКТОРОМ ВЫЖИВАНИЯ общества. Любое принципиальное отклонение от неё ведёт к смерти. Разница лишь в том, что раньше «возмездие» настигало мгновенно в виде голода, нищеты, зубов хищника или воинственного и более патриархального соседа. Сейчас же деградация и вымирание общества растянуто во времени и обставлено относительным личным комфортом его членов.

Умирать быстро и в мучениях гораздо страшнее, чем долго и в комфорте. Поэтому маленькому человеку (обывателю), мыслящему исключительно в маленьких, личных категориях этот процесс не заметен, сколько о нём ни говори. «У меня всё норм, а что страна гибнет – пох». Пока беда не ступит непосредственно за порог и не станет ЛИЧНОЙ проблемой обывателя, он не поверит в её реальность.

  • Примечание: Это говорится не для того, чтобы обидеть обывателей (коих абсолютное большинство). Никто не может (да и не хочет) выходить за пределы привычного масштаба мысли. Автор этих строк задумался о дискриминации мужчин лишь когда ЛИЧНО ощутил её на своей шкуре.

Призвание.

Подавляющее большинство людей ПРИЗВАНЫ к семейной жизни. Как ни убеждай, как ни пропагандируй безбрачие и «жизнь для себя», но миллионы мужчин и женщин будут упорно искать себе пару и жениться, жениться, жениться (пусть даже неофициально). И вовсе не потому, что все поголовно идиоты и баборабы. Люди всего лишь следуют своей природе. И это тот редкий случай, когда животное (биологическое) и ангельское (духовное) начала человека действуют за одно.

Когда у животных начинается время брачных игр, бесполезно им препятствовать, смешно что-то им объяснять и доказывать. Порой даже страх смерти отступает перед желанием во что бы то ни стало отыскать себе пару и слиться с ней в экстазе.

Библия благословляют семейный союз устами самого Бога: «…не хорошо быть человеку одному…» (Быт.2:18). «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт.1:18). Таким образом и ветхозаветная, и христианская мысль признаёт Семью творением Божьей воли, а счастливый брак и многодетность – благословением свыше.

Не случайно подавляющее большинство жителей земного шара или состоят в браке или состояли в браке или будут состоять в браке. Даже ярые сторонники МИСП нет-нет, да и признаЮтся, что… живут с женщиной (пусть и без штампа в паспорте). И это совершенно нормально! Убеждённые, добровольные и последовательные одиночки среди людей – исключение.

Повреждённость.

Будучи неотъемлемой частью человеческой природы институт Семьи неуничтожим. Он будет в той или иной форме присутствовать до тех пор, пока люди существуют как вид. Провозглашающие «смерть семьи», сильно забегают вперёд. Институт Семьи ЖИВ, но… изрядно повреждён. И, по мере увеличения разрыва между техническим прогрессом и нравственной деградацией человечества это повреждение будет расти.

Информационный контекст современного общества по отношению к Семье весьма агрессивен. С одной стороны, официальные разговоры о поддержке «семейных ценностей», а фактически – последовательное внедрение ценностей откровенно антисемейных: индивидуализма, консюмеризма (в том числе потребление других людей), феминизма, childfree, гендеризма, распущенности, половых извращений, разрушительных (в том числе антимужских) законов, ювенальной юстиции и т.п.

Впору говорить о комплексном (экономическом, юридическом, идеологическом, культурном) давлении на гетеросексуальных, моногамных, семейно-ориентированных людей, с целью подтолкнуть их к более выгодным, простым и безопасным моделям жизни: холостым, бездетным, сексуально свободным (развратным) и безответственным.

Всё это обильно подкрепляется личными неудачами в построении супружеских отношений, отчего многие теряют веру даже в саму возможность семейного счастья. Подходя к 50-летнему рубежу, среднестатистический российский мужчина наблюдает не крепкий Дом, не сплочённую семейную команду, а пепелище и кучку склочных родичей, грызущихся за остатки недогоревшего скарба. «И вот ради ЭТОГО я потратил столько сил? Нафиг надо!!!» – думает несостоявшийся Глава и начинает убеждать себя и других, что семья – зло и надо жить для себя. И его можно понять!

Построение семьи в наше время похоже на возведение дома в условиях непрестанной бомбёжки. В любой момент всё построенное тобой может рухнуть. В этой ситуации каждый приспосабливается, как может. Кто-то строит себе индивидуальный блиндаж и живёт там, в относительной безопасности (МИСП). Кто-то постоянно кочует и, урывая периоды затишья, быстренько ставит парусиновую времянку (сторонники кратковременных союзов). Самые упёртые пытаются, несмотря ни на что, возводить основательные дома и каждое крушение такого дома сопровождается хохотом более приспособленных: «Мухаха! Нашёл нитакую? Бугага! Ну ты и патриаааарх!»

Но так ли много разделяет «упёртых» и «приспособившихся»? Не та же ли самая беда их объединяет? В конце концов, что нужно мужчине для счастья? Любимое дело, придающее смысл жизни; крепкий и уютный дом, в который хочется возвращаться; свои, действительно СВОИ люди, которые никогда не предадут, но поймут и поддержат… Неужели это пустая фантазия? Неужели это категорически невозможно?

Но бомбы продолжают падать. И это не метафора. Бомбы самые настоящие. Но не тротиловые, а… информационные. И разрываются они в нашем сознании. Институт Семьи разрушается не в России, не в Европе, не в Америке. Он разрушается в наших головах.

Ценность.

Норма бывает двух видов: идеальная (как должно быть) и текущая (как есть). Скажем, для госпиталя обилие больных, хромых, раненных, покалеченных и даже умирающих – текущая норма. Их тут подавляющее большинство. Но идеальной нормой является ЗДОРОВЬЕ, и медперсонал делает всё возможное, чтобы эту норму воплотить. Сделать больных здоровыми.

Примерно та же ситуация с институтом Семьи. Он пребывает в исключительно удручающем состоянии. Чуть ли не каждая супружеская пара однажды начинает угрожающе «искрить». И «…враги человеку – домашние его» (Матф.10:36). Это стало текущей нормой! И «норма» эта настолько примелькалась, что многие начинают верить, что так и должно быть, что иного просто не бывает. А если так, то семья никакая не ценность и можно смело выкидывать её на помойку истории.

Вывод этот исключительно близорук и абсурден. Примерно, как если бы больные в госпитале разуверились в возможности выздоровления, и принялись бы крушить врачей за то, что те мучают их «напрасными» уколами и процедурами, а затем бы объявили свои костыли и катетеры нормой жизни.

Но даже в чумном бараке, где нечем дышать от гнили и дерьма, где слово «надежда» вызывает саркастический смех, где выживает от силы 1 из 100, даже в таком адском месте здоровье не перестаёт быть великой и непреходящей ценностью.

Даже в зловонном «матриархальном скотомогильнике», где развязана настоящая война полов, где люди смотрят друг на друга лишь с позиции «как бы чего поиметь для себя», а слово «любовь» вызывает лишь усмешку, где выживает от силы 1 супружеский союз из 5… Даже в таком насквозь больном обществе здоровая, крепкая семья была и останется великой, непреходящей ценностью.

Резюме.

1. Институт Семьи нужно рассматривать комплексно, как феномен биологический, этологический, экономический, политический, психологический, педагогический, культурный, исторический, религиозный и т.д. По сути семья есть модель и прообраз всего человечества. В ней, как в клеточном ядре, заложен «генетический код» целого организма.

2. Семья не есть изобретение человека. Она создана Богом, Природой, Эволюцией (кому как угодно называть эту вселенскую творческую силу).

3. Патриархальная модель – самая здоровая и жизнеспособная форма семьи, являющаяся фактором выживания любого общества.

4. Призвание к семейной жизни, в отличие от призвания к монашеству или одиночеству, является самым распространённым призванием на земле.

5. Институт Семьи может быть уничтожен лишь вместе с человеческой природой. Он полностью исчезнет только если человечество погибнет либо выродится в неких футуристических киборгов, мутантов, репликантов и т.п. То есть перестанет быть собой.

6. Институт Семьи сильно повреждён и его разрушение увеличивается, что является явным признаком прогрессирующей болезни всего общества.

7. Институт Семьи является непреходящей ценностью, которую необходимо оберегать и защищать.

P.S. В следующей статье мы поговорим о трёх основах, на которых базируется институт Семьи и вплотную подойдём к вопросу ЗАЧЕМ, ради достижения каких целей семья создаётся.

Приветствуется умная и конструктивная критика. Очень надеюсь, что пробелы авторской мысли будут компенсированы мудростью коллективного разума.

Источник: masculist.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*